Оглавление
Как делают общий анализ крови
Гемоглобин– это уникальный компонент, отвечающий за дыхание организма. Совместно с другими клетками гемоглобин снабжает органы и ткани, а на обратном пути выводит отработанный углекислый газ.
Нормальные показатели:
- Мужчины — 130-170 грамм/литр
- Женщины — 120-150 г/л
- Дети — 120-140 г/л
Показатель | Возраст | Причины отклонения от нормы | ||||
новорожденный | 0-7 дней | 7-30 дней | 1 – 6 месяцев | 6 -12 месяцев | ||
Гемоглобин | 180-240 | 134 – 198 | 107 – 171 | 103-141 | 113-140 | Выше нормы |
Ниже нормы | ||||||
Эритроциты | 3,9-5,5 | 4,0-6,6 | 3,6-6,2 | 2,7-4,5 | 3,7-5,3 | Выше нормы |
Ниже нормы | ||||||
Цветовой показатель | 0,85-1,15 | 0,85-1,15 | 0,85-1,15 | 0,85-1,15 | 0,85-1,15 | Выше нормы |
Ниже нормы | ||||||
Ретикулоциты | 3-15 | 3-15 | 3-15 | 3-12 | 3-12 | Выше нормы |
Ниже нормы | ||||||
Лейкоциты | 8,5-24,5 | 7,2-18,5 | 6,5 -13,8 | 5,5 – 12,5 | 6-12 | Выше нормы |
Ниже нормы | ||||||
Палочкоядерные | 1-17 | 0,5- 4 | 0,5- 4 | 0,5- 5 | 0,5- 5 | Выше нормы |
Ниже нормы | ||||||
Сегментоядерные | 45-80 | 30-50 | 16-45 | 16-45 | 16-45 | Выше нормы |
Ниже нормы | ||||||
Эозинофилы | 1 – 6 | 1 – 6 | 1 – 5 | 1 – 5 | 1 – 5 | Выше нормы |
Ниже нормы | ||||||
Базофилы | 0 – 1 | 0 – 1 | 0 – 1 | 0 – 1 | 0 – 1 | Выше нормы |
Лимфоциты | 15 – 35 | 22 – 55 | 45 – 70 | 45 – 70 | 45 – 70 | Выше нормы |
Ниже нормы | ||||||
Тромбоциты | 180-490 | 180-400 | 180-400 | 180-400 | 160-390 | Выше нормы |
Ниже нормы | ||||||
СОЭ | 2-4 | 4-8 | 4-10 | 4-10 | 4-12 | Выше нормы |
Ниже нормы |
Если Вы желаете воспользоваться сервисом автоматической расшифровки, перейдите по ссылке на сервис Онлайн расшифровки, введите Ваши данные и ознакомтесь с результатом. |
Показатель | Возраст | Причины отклонения от нормы | ||||
1-2 года | 2-3 года | 3-6 лет | 6-9 лет | 9 -12лет | ||
Гемоглобин | 100 – 140 | 100 – 140 | 100 – 140 | 120 – 150 | 120 – 150 | Выше нормы |
Ниже нормы | ||||||
Эритроциты | 3,7-5,3 | 3,9-5,3 | 3,9-5,3 | 4,0-5,2 | 4,0-5,2 | Выше нормы |
Ниже нормы | ||||||
Цветовой показатель | 0,75-0,96 | 0,8-1,0 | 0,8-1,0 | 0,8-1,0 | 0,8-1,0 | Выше нормы |
Ниже нормы | ||||||
Ретикулоциты | 0,3-1,2 | 0,3-1,2 | 0,3-1,2 | 0,3-1,2 | 0,3-1,2 | Выше нормы |
Ниже нормы | ||||||
Лейкоциты | 6,0 – 17,0 | 4,9-12,3 | 4,9-12,3 | 4,9-12,2 | 4,5-10 | Выше нормы |
Ниже нормы | ||||||
Палочкоядерные | 1 – 5 | 1 – 5 | 1 – 5 | 1 – 5 | 1 – 5 | Выше нормы |
Ниже нормы | ||||||
Сегментоядерные | 28 – 48 | 32 – 55 | 32 – 55 | 38 – 58 | 43 – 60 | Выше нормы |
Ниже нормы | ||||||
Эозинофилы | 1 – 7 | 1 – 6 | 1 – 6 | 1 – 5 | 1 – 5 | Выше нормы |
Ниже нормы | ||||||
Базофилы | 0 – 1 | 0 – 1 | 0 – 1 | 0 – 1 | 0 – 1 | Выше нормы |
Лимфоциты | 37 – 60 | 33 – 55 | 33 – 55 | 30 – 50 | 30 – 46 | Выше нормы |
Ниже нормы | ||||||
Тромбоциты | 160-390 | 160-390 | 160-390 | 160-390 | 160-390 | Выше нормы |
Ниже нормы | ||||||
СОЭ | 4-12 | 4-12 | 4-12 | 4-12 | 4-12 | Выше нормы |
Ниже нормы |
Общий или клинический анализ крови – самый распространенный вид лабораторного исследования. Он отличается своей простотой и информативностью одновременно, поскольку позволяет осуществлять диагностику на ранних стадиях заболевания, как у взрослых, так и у детей с самого рождения.
Общий анализ крови несет информации о состоянии здоровья, состоянии иммунной системы, наличии в организме острых и хронических заболеваний, инфекции, о состоянии свертываемости крови и о многом другом.
По результатам анализа можно сразу определить, как лечить ребенка, какие меры предпринимать, и стоит ли вообще слишком сильно волноваться в каждом конкретном случае.
Конечно, чтобы сдать анализ крови, нужно рано утром взять больного ребенка и повезти его в поликлинику или лабораторию. Услуга «лаборант на дом» имеется далеко не во всех поликлиниках столицы, не говоря уже о более мелких областных центрах или провинциальных городах. Поэтому чаще всего родители отказываются от этого анализа и покупают привычные препараты для облегчения состояния заболевшего ребенка.
Между тем, ценность общего анализа крови огромна. Дети не всегда могут объективно описать свои симптомы, свое самочувствие, если речь идет о малышах, то они не всегда на приеме могут выполнить требования врача, который хочет определить, что же болит у ребенка и какого характера эта боль.
Дети постарше могут симулировать болезни в своих целях (например, чтобы не пойти в школу). А вот с помощью клинического анализа крови врачу становится предельно ясно, что на самом деле происходит с детским организмом, а так же как и чем его лечить.
В подавляющем большинстве всех детских заболеваний общий анализ крови позволяет определить, нужен ли ребенку антибиотик или нет. Казалось бы, от приема антибактериального препарата ребенку не будет хуже, но если в его организме имеется не бактериальная, а вирусная инфекция, которая не чувствительна к действию антибиотика, то выходит, что ребенок напрасно принял этот препарат, да и родители зря потратили деньги на покупку ненужного и, главное, не эффективного лекарства.
Но еще хуже то, что антибиотики пагубно влияют на микрофлору кишечника, и одно дело, когда от их применения никуда не деться, а другое – когда такое лечение было напрасным и нанесло ребенку куда больший вред.
Показаниями к общему анализу крови может быть как любое недомогание ребенка, так и серьезное заболевание, с невыясненной причиной и диагнозом. Назначают клинический анализ крови в следующих случаях:
- у ребенка появились жалобы, которые невозможно объяснить с медицинской точки зрения;
- для определения общего состояния и степени тяжести больного;
- длительное течение заболевания, которое на первый взгляд не должно было вызвать столь долгого лечения;
- при вторичном заболевании, при возникновении осложнений;
- обследование детей перед проведением хирургических манипуляций;
- плановое обследование детей, стоящих на диспансерном учете (диспансеризация);
- профилактическое обследование здоровых детей, а также при оформлении в школу, детский сад и т.д.
Следует учитывать и материальные возможности государственных поликлиник, которые могут делать ограниченное число анализов в неделю. Поэтому врачи назначают общий анализ крови детям в исключительных случаях.
Есть огромное количество различных анализов, как правило, биохимических, которые берутся из вены. Эти анализы всегда берутся стандартно: утром и натощак.
Есть тенденция к тому, что после еды или после длительного периода после пробуждения уровень эритроцитов и прочих составляющих в крови выше или ниже нормы.
Считается, что оптимальным условием для забора анализов является перерыв между приемами пищи от 8 до 12 часов. Понятно, что проще это сделать с утра, когда ребенок только проснулся. Но к клиническому анализу крови эти правила не принципиальны. А значит, что сдать кровь на общий анализ вы можете в любое время.
Тем не менее, в поликлиниках анализы принято сдавать именно в утреннее время в строго отведенные на это часы, как биохимические, так и общие. Это связано с тем, что персонал государственных медицинских учреждений, а иногда и клиник, находящихся на самофинансировании, подчиняется строгому распорядку.
С целью экономии штат сокращают до минимума и чтобы успевать обрабатывать результаты, персонал вынужден работать в подобном режиме: с утра – забор анализов, после обеда – их обработка.
В ситуациях, когда результаты общего анализа нужны срочно, врач не будет ориентироваться на состояние желудка пациента, его биоритмы и прочие факторы. Кроме того, по требованию врача, результаты могут быть готовы в течение 60 минут, что облегчит постановку диагноза ребенку и повысит эффективность врачебных назначений.
Забор крови для проведения общего анализа проводится из капиллярной крови, т.е. из пальца, где располагаются мелкие наружные сосуды. У младенцев кровь берут из пальца ноги или из пятки, т.к. пальчики на руках у них совсем крохотные. Для забора необходимо иметь стерильный скарификатор, вату, спирт (или спиртовую салфетку), резиновые перчатки и в последнее время в лаборатории требуют трубку для забора крови.
Бывают случаи, когда ребенку назначают одновременно и общий, и биохимический анализ крови. В этом случае лаборант может произвести забор крови из вены и определенное ее количество отправить на общий анализ.
Для получения результата, каплю крови помещают на предметное стеклышко, растирают ее другим таким стеклышком и лаборант изучает полученный мазок под микроскопом. В общем анализе крови определяют показатели, влияющие на ее состав: эритроциты, гемоглобин, гематокрит, тромбоциты, лейкоциты, ядерные палочки и прочие.
Лаборант подсчитывает соответствующие клетки крови, определяет их форму, размеры, зрелость, наличие или отсутствие различных частиц в них. Одним из важных показателей клинического анализа крови является скорость оседания эритроцитов (СОЭ) или реакция оседания эритроцитов (РОЭ). В расшифровке этот показатель может быть указан и так, и так, разницы не имеет. Он означает скорость оседания осадка из эритроцитов в пробирке за час.
Наверняка читатели замечали, что у мужчин и женщин показатели крови разные. То же самое касается и детей. В зависимости от возраста, нормальные показатели ОАК несколько отличаются.
Раньше, показатели расписывались вручную, указывался показатель и его значение. В современных условиях результаты анализа чаще выдаются на специальных бланках. В левой части указаны либо названия показателей, либо их условные обозначения.
При желании родители могут воспользоваться компьютером и найти объяснения всех условных обозначений в сети Интернет. В правой части бланка указаны допустимые пределы каждого показателя. В центральной части – результаты ОАК ребенка. Ориентируясь на допустимые значения показателей можно самостоятельно определить результат, но все же лучше, если его посмотрит врач, даже если все показатели в норме.
Нормы клинического анализа крови у детей от рождения до года
Таблица
№ 2
Показатель | Возраст ребенка | |||||
1-2 | 2-3 | 3-6 | 6-9 | 9-12 | 13-15 | |
Гемоглобин | 100-140 | 100-140 | 100-140 | 120-150 | 120-150 | 110-150 |
Эритроциты | 3,7-5,3 | 3,9-5,3 | 3,9-5,3 | 4,0-5,2 | 4,0-5,2 | 4,0-5,5 |
Цветовой | 0,75-0,96 | 0,8-1,0 | 0,8-1,0 | 0,8-1,0 | 0,8-1,0 | 0,8-1,0 |
Ретикулоциты | 0,3-1,2 | 0,3-1,2 | 0,3-1,2 | 0,3-1,2 | 0,3-1.2 | 0,4-1,2 |
Лейкоциты | 6,0-17 | 3,9-5,3 | 3,9-5,3 | 4,0-5,2 | 4,0-5,2 | 4,3-9,5 |
Палочкоядерные | 0,5-4 | 0,5- | 0,5- | 0,5- | 0,5-5 | 0,5-6 |
Сегментоядерные | 15-45 | 25-60 | 25-60 | 38-58 | 35-60 | 40-65 |
Эозинофилы | 0,5-7 | 0,5-7 | 0,5-7 | 0,5-7 | 0,5-7 | 0,5-6 |
Базофилы | 0-1 | 0-1 | 0-1 | 0-1 | 0-1 | 0-1 |
Лимфоциты | З8-72 | 33-60 | 26-60 | 26-60 | 24-54 | 22-50 |
Тромбоциты | 160-390 | 160-390 | 160-390 | 160-390 | 160-380 | 160-360 |
СОЭ | 4-12 | 4-12 | 4-12 | 4-12 | 4-12 | 4-15 |
В
бланке клинического анализа крови
содержится ряд показателей. Разберемся,
что эти показатели обозначают.
Гемоглобин –
это белок, транспортирующий кислород
ко всем тканям организма и доставляющий
от тканей в легкие углекислый газ.
Эритроциты –
клетки крови, содержащие гемоглобин.
Основная их функция – переносить по
организму кислород.
Цветовой
показатель –
отражает степень насыщенности эритроцитов
гемоглобином.
Ретикулоциты –
это молодые эритроциты, их количество
в крови зависит от общей потребности
организма в эритроцитах. Количество
ретикулоцитов в крови свидетельствует
о состоянии почек и костного мозга.
Лейкоциты –
клетки крови, отражающие систему
иммунитета, основная функция лейкоцитов
состоит в защите организма от чужеродных
клеток. Исследование лейкоцитов позволяет
определить природу заболевания (вирусная,
бактериальная инфекции, аллергия). По
анализу крови врач легко определит
вирусная или бактериальная инфекция у
вашего ребенка.
Сегментоядерные –
это созревшие нейтрофилы. Нейтрофилы
– это клетки крови, способствующие
уничтожению бактерий.
Палочкоядерные –
это недозрелые нейтрофилы (разновидность
лейкоцитов). Палочкоядерные нейтрофилы
выбрасываются в большом количестве в
кровь в случае, если в организме ребенка
развивается воспалительный процесс
или имеет место какая-то бактериальная
инфекция.
Эозинофилы –
это разновидность лейкоцитов. Эозинофилы
способны поглощать и растворять
чужеродный белок. Эти клетки защищают
организм от аллергии, способствуют
подавлению воспалений, уничтожению
паразитов, заживлению открытых ран и
замедлению роста онкологических
образований.
Базофилы –
разновидность лейкоцитов. Базофилы
участвуют в процессе свертываемости
крови и в аллергических реакциях.
Лимфоциты –
это разновидность лейкоцитов. Функции
лимфоцитов — это синтез антител и
уничтожение антигенов. Если в крови
много лимфоцитов, это обозначает, что
организм борется с вирусной инфекцией.
Тромбоциты –
клетки, отвечающие за свертывание крови.
Моноциты –
это клетки крови, которые переваривают
мертвые клетки, в том числе и бактерии.
Увеличение моноцитов может свидетельствовать
о наличии в организме ребенка длительных
вялотекущих заболеваний.
СОЭ –
скорость оседания эритроцитов. Этот
показатель обозначает величину столбика
осевших за час эритроцитов. При наличии
воспалительных процессов в организме
СОЭ увеличивается.
Таблица № 2
Показатель | Возраст ребенка | |||||
новорожденный | 0-7 дней | 7-30 дней | 1 месяц | 6 месяцев | 12 месяцев | |
Гемоглобин (Hb, г/л) | 180-240 | 134-198 | 107-171 | 115-175 | 110-140 | 110-140 |
Эритроциты (RBC x10¹²/л) | 3,9-5,5 | 4,0-6,6 | 3,6-6,2 | 2,7-4,5 | 3,5-4,8 | 3,7-5,3 |
Цветовой показатель (MCHC,%) | 0,85-1,15 | 0,85-1,15 | 0,85-1,15 | 0,85-1,15 | 0,85-1,15 | 0,85-1,15 |
Ретикулоциты (RTC,%) | 3-15 | 3-15 | 3-15 | 3- 15 | 3-15 | 3-15 |
Лейкоциты (WBCx109/ л) | 8,5-24,5 | 7,2-18,5 | 6,5-13,8 | 6,5-13,8 | 5,5-12,5 | 6-12 |
Палочкоядерные (%) | 1-17 | 0,5-4 | 0,5-4 | 0,5-4 | 0,5-4 | 0,5-4 |
Сегментоядерные (%) | 45-80 | 30-50 | 16-45 | 15-45 | 15-45 | 15-45 |
Эозинофилы (EOS,%) | 1-6 | 1-6 | 1-5 | 0,5-7 | 0,5-7 | 0,5-7 |
Базофилы (BAS,%) | 0-1 | 0-1 | 0-1 | 0-1 | 0-1 | 0-1 |
Лимфоциты (LYM,%) | 15-35 | 22-55 | 45-70 | 40-76 | 42-74 | 38-72 |
Тромбоциты (PLTx109/л) | 180-490 | 180-400 | 180-400 | 180-400 | 180-400 | 180-400 |
СОЭ (ESR,мм/ч) | 2-4 | 4-8 | 4-10 | 4-8 | 4-10 | 4-12 |
Показатель | Возраст ребенка | |||||
1-2 года | 2-3 года | 3-6 лет | 6-9 лет | 9-12 лет | 13-15 лет | |
Гемоглобин (Hb, г/л) | 100-140 | 100-140 | 100-140 | 120-150 | 120-150 | 110-150 |
Эритроциты (RBC x10¹²/л) | 3,7-5,3 | 3,9-5,3 | 3,9-5,3 | 4,0-5,2 | 4,0-5,2 | 4,0-5,5 |
Цветовой показатель (MCHC,%) | 0,75-0,96 | 0,8-1,0 | 0,8-1,0 | 0,8-1,0 | 0,8-1,0 | 0,8-1,0 |
Ретикулоциты (RTC,%) | 0,3-1,2 | 0,3-1,2 | 0,3-1,2 | 0,3-1,2 | 0,3-1.2 | 0,4-1,2 |
Лейкоциты (WBCx109/л) | 6,0-17 | 3,9-5,3 | 3,9-5,3 | 4,0-5,2 | 4,0-5,2 | 4,3-9,5 |
Палочкоядерные (%) | 0,5-4 | 0,5- 4 | 0,5- 5 | 0,5- 5 | 0,5-5 | 0,5-6 |
Сегментоядерные (%) | 15-45 | 25-60 | 25-60 | 38-58 | 35-60 | 40-65 |
Эозинофилы (EOS,%) | 0,5-7 | 0,5-7 | 0,5-7 | 0,5-7 | 0,5-7 | 0,5-6 |
Базофилы (BAS,%) | 0-1 | 0-1 | 0-1 | 0-1 | 0-1 | 0-1 |
Лимфоциты (LYM,%) | З8-72 | 33-60 | 26-60 | 26-60 | 24-54 | 22-50 |
Тромбоциты (PLTx109/л) | 160-390 | 160-390 | 160-390 | 160-390 | 160-380 | 160-360 |
СОЭ (ESR,мм/ч) | 4-12 | 4-12 | 4-12 | 4-12 | 4-12 | 4-15 |
Показатель | Возраст ребенка | ||
от рождения до месяца | от месяца до года | От года до 14 лет | |
Белок общий (г/л) | 49-69 | 57-73 | 62-82 |
Альбумин (г/л) | 34-44 | 36-49 | 37-55 |
Серомукоид (ед) | 0,13-0,20 | 0,13-0,20 | 0,13-0,20 |
Амилаза (ед/л) | до 120 | до 120 | до 120 |
АЛТ (ед/л) | до 40 | до 40 | до 40 |
АСТ (ед/л) | до 40 | до 40 | до 40 |
Холинэстераза (ед/л) | 3000-9300 | 3000-9300 | 3000-9300 |
ЛДГ (ед/л) | до 1536 | до 960 | до 576 |
Билирубин общий (мкмоль/л) | 17-68 | 3,4-20,7 | 3,4-20,7 |
Билирубин прямой (мкмоль/л) | 4,3-12,8 | 0,83-3,4 | 0,83-3,4 |
Билирубин непрямой (мкмоль/л) | 12,8-55,2 | 2,56-17,3 | 2,56-17,3 |
Холестерин (мкмоль/л) | 1,6-3,0 | 1,8-4,9 | 3,7-6,5 |
Глюкоза (мкмоль/л) | 1,7-4,7 | 3,3-6,1 | 3,3-6,1 |
Мочевина (мкмоль/л) | 2,5-4,5 | 3,3-5,8 | 4,3-7,3 |
Мочевая кислота (мкмоль/л) | 0,14-0,29 | 0,14-0,21 | 0,17-0,41 |
Креатинин (мкмоль/л) | 35-110 | 35-110 | 35-110 |
Калий (мкмоль/л) | 4,5-6,5 | 4,0-5,6 | 3,6-5,1 |
Натрий (мкмоль/л) | 135-155 | 133-142 | 132-156 |
Кальций общий (мкмоль/л) | 2,2-2,5 | 2,3-2,87 | 2,3-2,87 |
Фосфор (мкмоль/л) | 1,8-2,7 | 1,3-2,3 | 1,0-1,8 |
Магний (мкмоль/л) | 0,66-0,95 | 0,7-1,2 | 0,7-1,2 |
Медь (мкмоль/л) | 1,9-10,5 | 4,2-24,0 | 11,0-25,0 |
Железо (мкмоль/л) | 9,8-33,0 | 6,3-15,0 | 9,3-32,0 |
Хлориды (мкмоль/л) | 96-107 | 96-107 | 96-107 |
Липаза (ед/л) | до 183 | до 183 | до 183 |
Причины повышения лейкоцитов
Показатели клинического анализа крови у детей, в целом, обобщены, поэтому нормальные показатели имеют довольно широкий диапазон. Результаты оцениваются лечащим врачом по состоянию ребенка и индивидуальных особенностей его организма.Для расшифровки показателей используют их общепринятые названия.
Гемоглобин
Он представляет собой белок красных кровяных телец эритроцитов. Функция гемоглобина состоит в транспортировке кислорода через кровь в органы и ткани всего организма.
Если показатель гемоглобина низкий, имеет место анемия, затяжные тяжелые болезни ребенка, а высокий показатель является признаком сгущения крови у детей, врожденных или приобретенных заболеваниях сердца и сосудов.
Кстати, высокий уровень гемоглобина может говорить, как и перегреве малыша, так и о том, что он испытывает дефицит жидкости в организме.
Эритроциты
Эритроциты – это красные кровяные тельца, которые вместе с гемоглобином участвует в распространении кислорода по организму через кровь. Второй важной их функцией является участие в окислительных процессах организма, без которых невозможна жизнь.
Низкий показатель эритроцитов отмечается при потере крови, развивающейся анемии, избытке жидкости в организме, приеме некоторых медикаментов, а также о нарушении выработки эритроцитов клетками костного мозга.
Высокий уровень эритроцитов, напротив, свидетельствует об обезвоживании, заболеваниях крови, сердца и сосудов, приеме некоторых препаратов и злокачественных опухолях.
Цветной показатель
Это еще один показатель, показывающий взаимосвязь между гемоглобином и эритроцитами. Уменьшение его насыщенности говорит об анемии, увеличение – о дефиците витаминов, опухолях.
Между тем, ценность общего анализа крови огромна. Дети не всегда могут объективно описать свои симптомы, свое самочувствие, если речь идет о малышах, то они не всегда на приеме могут выполнить требования врача, которых хочет определить, что же болит у ребенка и какого характера эта боль.
Дети постарше могут симулировать болезни в своих целях (например, чтобы не пойти в школу). А вот с помощью клинического анализа крови врачу становится предельно ясно, что на самом деле происходит с детским организмом, а так же как и чем его лечить.
Ретикулоциты
Часть эритроцитов, участвующих в процессе кроветворения. Падение этого показателя говорит о потере крови и нарушении функции кроветворения.
Тромбоциты
Тромбоциты являются самыми мелкими клетками крови, не имеющими цветного пигмента. Функция тромбоцитов состоит в защите сосудов от повреждений, участии в процессе свертывания. Если этих клеток слишком много, кровь становится густой, быстро свертывается, возникают сгустки или тромбы. Как правило, это наблюдается при онкозаболеваниях, тромбоцитозе, заболеваниях крови. Низкий уровень тромбоцитов в крови говорит об анемии, аллергии, летучих вирусных инфекциях в организме.
Этот показатель измеряется в единицах мм/час. Именно поэтому даже самый срочный анализ крови делается не меньше часа, так как лаборант вынужден определить эту величину для более точного результата. Низкий уровень СОЭ свидетельствует о сгущении крови, болезнях печени, крови, сердца, а так же является показателем отравлений. Высокий СОЭ – признак анемии, инфекции в организме различной природы, стресса, травм, тяжелых заболеваниях.
Лейкоциты
Лейкоциты – клетки крови, отвечающие за иммунитет. Обычно в бланке общего анализа крови лаборант указывает разновидности лейкоцитов (нейтрофилы, базофилы, моноциты, лимфоциты и другое).
Лаборанты с большим опытом работы могут под микроскопом разглядеть различные виды лейкоцитов, что порой не под силу современным гемоаппаратам. По их соотношению лаборант составляет лейкоцитарную формулу и определяет, какая инфекция находится в организме ребенка. А уже по результатам ОАК педиатр решает, каким способом ее эффективнее лечить.
Уровень лейкоцитов возрастает, если в организме имеется какая-либо инфекция, вирусная или бактериальная. Эти клетки способны пожирать вирус, помогая организму самостоятельно бороться с инфекциями и вырабатывать иммунитет. Также повышение уровня лейкоцитов может свидетельствовать о стрессе, переутомлении, аллергии, опухолях, заражении глистами.
Если малыш здоров, то показатели компонентов крови у ребенка будут находиться в обозначенных границах.
- Гемоглобин (Hb) — белок крови, участвующий в транспортировке углекислого газа и кислорода. В первый день жизни малыша его уровень 180-240 г/л. К 1 месяцу достигает 120-175. С полугода до 6 лет норма 110-140. С 7 до 12 лет хороший показатель — 110-145 г/л, далее до 15 лет чуть выше — 115-150 г/л.
- Эритроциты (RBC) — красные кровяные тельца, переносящие кислород из легких человека к тканям, а обратно — углекислый газ. Сразу после рождения их норма — 4,3-7,6*1012/л, в течение первой недели жизни — 3,8-5,6*1012/л, до года — 3,5-4,9*1012/л, до 6 лет — 3,5-4,5*1012/л, до 12 лет — 3,5-4,7*1012/л, до 15 лет — 3,6-5,1*1012/л.
- Ретикулоциты — предшественники эритроцитов. Показатель нормы составляет в первые сутки жизни 30-50 % от количества всех эритроцитов, до 1 года — 3-15 %, с 1 до 15 лет — 3-12 %.
- Тромбоциты — бесцветные тельца крови, отвечающие за ее свертываемость. Их значения составляют 180-490*109/л для малыша сразу после рождения, 180-400*109/л до 1 годика, 160-390*109/л до 6 лет, 160-380*109/л с 7 до 12 лет и 160-360*109/л до 15 лет.
- СОЭ (скорость оседания эритроцитов) — показатель, отражающий, насколько быстро оседают, склеиваются эритроциты. В первые сутки жизни СОЭ в норме составляет 2-4 мм/ч, в возрасте до 1 месяца — 4-8 мм/ч, до полугода — 4-10 мм/ч, с 1 до 12 лет — 4-12 мм/ч, 13-15 лет — 4-15 мм/ч.
- Лейкоциты (WBC) — белые кровяные клетки, отвечающие за иммунитет. 8,5-24,5*109/л — норма для новорожденного малыша, 6,5-13,5*109/л — для детей до 1 месяца, 5,5-12,5*109/л — до 6 месяцев, 6,0-12,0*109/л — до годика, 5,9-12,0*109/л — с 1 до 6 лет, 4,5-10,0*109/л — с 7 до 15 лет.
Эритроциты (от греч. erythros – красный и kytos – сосуд, клетка) – красные кровяные клетки, содержащие гемоглобин. Местом их образования и роста является костный мозг. Основная функция эритроцитов – транспорт кислорода и углекислого газа между легкими и тканями других органов. Расшифровка анализа крови у детей позволяет оценить показатели количества эритроцитов относительно общепринятой нормы:
- новорожденные (до 2 недель) – 3,9–5,9 млн/мкл;
- до месяца – 3,3–5,3 млн/мкл;
- до 3 месяцев – 3,5–5,1 млн/мкл;
- до 6 месяцев – 3,9–5,5 млн/мкл;
- до 9 месяцев – 4–5,3 млн/мкл;
- до 1 года – 4,1–5,3 млн/мкл;
- до 2 лет – 3,8–4,8 млн/мкл;
- до 5 лет – 3,7–4,9 млн/мкл;
- до 6 лет – 3,8–4,9 млн/мкл;
- до 10 лет –3,9–5,1 млн/мкл;
- до 15 лет: девочки – 3,8–5, мальчики – 4,1–5,2 млн/мкл;
- до 18 лет: девочки – 3,9–5,1, мальчики – 4,2–5,6 млн/мкл.
Понижение количества эритроцитов (эритропения) наблюдается при состояниях, сопровождающихся снижением их образования или повышенным разрушением, и может быть признаком анемии. Повышение концентрации эритроцитов у ребенка (эритроцитоз) чаще всего говорит о дегидратации детского организма, которая может развиться при рвоте, диарее, высокой температуре. Стойкое увеличение количества эритроцитов сопровождает заболевания легких, сердца, печени, почек.
В общий (клинический) анализ крови входят эритроцитарные показатели:
- абсолютное содержание эритроцитов – по числу эритроцитов можно провести предварительную оценку активности кроветворной системы. В клинической практике определяют общее количество эритроцитов в 1 микролитре или кубическом миллиметре крови;
- СОЭ (скорость оседания эритроцитов) – эритроциты имеют способность склеиваться между собой и осаждаться под воздействием силы тяжести при сохранении крови в несвернутом состоянии. Скорость оседания эритроцитов зависит от многих факторов: вязкости крови, физико-химических свойств эритроцитов, содержания в крови желчных пигментов и кислот, от кислотно-щелочного равновесия, баланса холестерина и лецитина. Ускорение оседания эритроцитов сопровождает инфекционные заболевания, воспалительные процессы, развитие злокачественных новообразований. Замедление наблюдают при гипергидрозе, гастроэнтерите, столбняке, желтухе, энцефаломиелите, переутомлении. Повышенная СОЭ в анализах у новорожденных – физиологичное явление;
- исследование уровня ретикулоцитов – предшественников эритроцитов, молодых незрелых клеток, количество которых отражает скорость образования эритроцитов. Расшифровка анализа крови у детей позволяет оценить насыщенность организма кислородом и определить, с какой скоростью происходит обновление состава крови;
- уровень физиологического гемоглобина (Hb) – в состав эритроцитов входит дыхательный пигмент крови гемоглобин, состоящий из белка и атомов железа. При дефиците гемоглобина в крови нарушается обмен веществ, затрудняется транспорт кислорода. Высокий уровень гемоглобина в крови у ребенка может быть симптомом сердечно-легочной недостаточности, порока сердца, кишечной непроходимости, рака печени, сгущения крови, эритроцитоза, поликистоза почек. Повышение гемоглобина в крови происходит в результате ожогов, при чрезмерной физической нагрузке. Повышение уровня гликолизированного гемоглобина наблюдается при сахарном диабете и железодефицитных состояниях. Низкий гемоглобин может говорить о наличии хронических заболеваний, анемии, заболеваний крови, сопровождающихся разрушением эритроцитов, внутренних кровотечений. Расшифровка анализа крови у детей позволяет отследить обменные процессы в организме, определить содержание гемоглобина в системе красной крови, оценить риски осложнений сахарного диабета.
- цветовой показатель – характеризует содержание гемоглобина в одном эритроците. Снижение цветового показателя сопровождает разные виды анемий, может наблюдаться при кровопотере. Повышение цветового показателя происходит при гиперхромной анемии, развивающейся при дефиците витамина В1.
- Обезвоживание организма (рвота, диарея, обильное потоотделение, снижение потребления жидкости)
- Эритремия (заболевания кроветворной системы)
- Заболевания сердечнососудистой или легочной системы, которые приводят к дыхательной и сердечной недостаточности
- Стеноз почечной артерии
- Вирусные и инфекционные заболевания (грипп, брюшной тиф, вирусный гепатит, сепсис, корь, малярия, краснуха, эпидемический паротит, СПИД)
- Ревматические заболевания (ревматоидный артрит, системная красная волчанка )
- Некоторые виды лейкозов
- Гиповитаминозы
- Применение противоопухолевых препаратов (цитостатики, стероидные препараты)
- Лучевая болезнь
- Эритремия
- Сердечная или дыхательная недостаточность
- Обезвоживание в результате обильной рвоты, диареи, обширных ожогов, при диабете
- Аллергия (бронхиальная астма, пищевая аллергия, аллергия на пыльцу и прочие воздушные аллергены, атопический дерматит, аллергический ринит, лекарственная аллергия)
- Паразитарные заболевания – кишечные паразиты (лямблиоз, аскаридоз, энтеробиоз, описторхоз, эхинококкоз)
- Инфекционные заболевания (скарлатина, туберкулез, мононуклеоз, венерические заболевания)
- Раковые опухоли
- Заболевания кроветворной системы (лейкозы, лимфома, лимфогранулематоз)
- Ревматические заболевания (ревматоидный артрит, узелковый периартериит,склеродермия )
- Интоксикация тяжелыми металлами
- Гнойные процессы, сепсис
- Начало воспалительного процесса
- Инфекции вызванные вирусами, грибками (кандидоз), паразитами и простейшими
- Восстановительный период после острого воспалительного процесса.
- Специфические заболевания: туберкулез, сифилис, бруцеллез, саркоидоз, неспецифический язвенный колит
- Ревматические заболевания – системная красная волчанка, ревматоидный артрит, узелковый периартериит
- болезни кроветворной системы острый лейкоз, миеломная болезнь, лимфогранулематоз
- отравление фосфором, тетрахлорэтаном.
- Вирусные инфекции: инфекционный мононуклеоз, вирусный гепатит, цитомегаловирусная инфекция, герпетическая инфекция, краснуха
- Токсоплазмоз
- ОРВИ
- Заболевания системы крови: острый лимфолейкоз и хронический лимфолейкоз, лимфосаркома, болезнь тяжелых цепей – болезнь Франклина;
- Отравление тетрахлорэтаном, свинцом, мышьяком, дисульфидом углерода
- Применение препаратов: леводопа, фенитоин, вальпроевая кислота, наркотические обезболивающие
- врожденные заболевания крови (гемофилии)
- идиопатическая аутоиммунная тромбоцитопеническая пурпура
- лекарственная тромбоцитопения
- системная красная волчанка
- инфекции (вирусные и бактериальные инфекции, риккетсиоз, малярия, токсоплазмоз)
- апластическая анемия
- пароксизмальная ночная гемоглобинурия
- синдром Evans (аутоиммунная гемолитическая анемия и тромбоцитопения)
- ДВС-синдром (диссеминированного внутрисосудистого свертывания)
- Переливание крови
- У детей, рожденных недоношенными
- при гемолитической болезни новорожденных
- сердечная недостаточность
- тромбоз почечных вен
Причины снижения эозинофилов
Повышение уровня лейкоцитов сопровождает воспалительные и гнойные заболевания. У детей грудного возраста лейкоцитоз является нормальным этапом формирования и развития иммунной системы.
Лейкоцитарная формула говорит об относительном процентном содержании разных типов лейкоцитов в анализе крови. Соотношение лейкоцитов у грудных детей может колебаться в течение суток, для получения точного результата оценку результатов производят по абсолютным значениям. Лейкоцитарные показатели должны оцениваться вместе с другими показателями системы крови и общего состояния ребенка, поэтому верно расшифровать лейкоцитарную формулу может только врач.
Количество лейкоцитов в крови у ребенка в зависимости от возраста:
- до года – 6–17,5 тыс/мкл;
- до 3 лет – 6–17 тыс/мкл;
- до 8 лет – 5–14,5 тыс/мкл;
- до 10 лет – 4,5–13,5 тыс/мкл;
- старше 10 лет – 4,5–11 тыс/мкл.
Существует пять подгрупп лейкоцитов, каждая из которых выполняет определенную функцию в организме.
Нейтрофилы
Нейтрофилы окружают микробных агентов, поглощают и расщепляют их внутри себя, защищая организм от бактерий, грибков и простейших. В зависимости от стадии созревания нейтрофилы делятся на подгруппы (палочкоядерные, сегментоядерные, миелоциты, метамиелоциты). Соотношение подгрупп нейтрофилов между собой называют нейтрофильной формулой, ее сдвиг влево с увеличением числа нейтрофилов является признаком воспалительного процесса.
Лимфоциты
Лимфоциты отвечают за иммунный ответ и иммунную память. Они уничтожают больные клетки, пораженные вирусами, клетки опухолей, борются с хроническими инфекциями. Лимфоциты дифференцируются на подгруппы с разными функциями: Т-клетки, В-клетки, NK-клетки (натуральные киллеры).
Моноциты
Моноциты поглощают частицы чужеродных физических агентов и инородных клеток в крови, отвечают за очистку крови от чужеродных микроорганизмов. Снижение уровня моноцитов у ребенка может быть обусловлено развитием анемии, гнойных поражений, лейкоза. На снижение моноцитов может повлиять проведение хирургических операций, прием стероидных препаратов.
Эозинофилы
Эти клетки отвечают за борьбу с частицами-разносчиками аллергенов в очаге воспаления, активируют клеточные рецепторы, ответственные за противопаразитарный иммунитет, накапливают и высвобождают медиаторы воспаления, участвуют в утилизации гистамина. Эозинофилия у ребенка может быть симптомом аллергического процесса (поллиноза, аллергического диатеза, бронхиальной астмы), глистной и протозойной инвазии. Снижение уровня эозинофилов обусловлено развитием воспалительных и гнойных процессов, интоксикацией организма тяжелыми металлами.
Базофилы
Тромбоциты
- Погрешности в питании (пища бедная витаминами и белком)
- Кровопотеря
- Лейкозы (заболевания системы кроветворения)
- Наследственные ферментопатии (дефекты ферментов, которые участвуют в кроветворении)
- Гемолиз (гибель клеток крови в результате воздействии токсических веществ, аутоиммунных поражений)
- После приема пищи
- После активной физической нагрузки
- После прививки
- На фоне воспалительной реакции
- Гнойно-воспалительные процессы (абсцесс, флегмона, гайморит, аппендицит, бронхит и т.д.)
- Ожоги и травмы с обширным повреждением мягких тканей
- После операции
- В период обострения ревматизма
- При онкологическом процессе
- При лейкозах или при злокачественных опухолях различной локализации происходит стимуляция работы иммунной системы.
- пищеварительный – возникает через 2 – 3 часа после еды, особенно богатой белками (мясо, рыба, сыры и т.д.)
- миогенный – возникает после физических нагрузок, после долгого крика у маленьких детей
- эмоциональный – возникает в результате стресса, возбуждения, острой болевой реакции
- ортостатический – при резком переходе из положения стоя в положение лежа
- новорожденных – в первые 2-3 недели жизни количество лейкоцитов достигает 15-30 Г/л
- Инфекционные заболевания (ангина, синусит, кишечная инфекция, бронхит, пневмония)
- Инфекционные процессы – абсцесс, флегмона, гангрена, травматические повреждения мягких тканей, остеомиелит
- Воспалительные заболевания внутренних органов: панкреатит, перитонит, тиреоидит, артрит)
- Инфаркт (инфаркт сердца, почки, селезенки)
- Хронические нарушения обмена веществ: сахарный диабет, уремия, эклампсия
- Раковые опухоли
- Применение иммуностимулирующих препаратов, прививки
Биохимический анализ крови у детей
Биохимический анализ крови у детей дает возможность получить информацию о состоянии внутренних органов и о том, как работают различные системы организма. Такой анализ позволяет выявить на ранней стадии патологии в обмене веществ, сахарный диабет, холецистит, заболевания щитовидной железы, почек и печени.
Биохимический анализ крови делается натощак, до процедуры нельзя есть и желательно не пить в течении минимум шести часов. Забор крови для анализа делается из вены. Расшифровку биохимического анализа крови у детей может сделать только врач, однако родителям важно понимать, что за показатели они видят в бланке и что обозначает каждый показатель. Это поможет разговаривать с врачом на одном языке и лучше понимать, что происходит с ребенком.
В готовом бланке анализа родители увидят ряд показателей, возрастную норму и результат анализа их ребенка. Разберемся, что обозначает каждый показатель и о чем могут говорить результаты биохимического анализа крови у детей.
Белки. Без белка невозможна транспортировка в ткани организма гормонов, липидов и билирубина. Количественный показатель белка в анализе крови отражает качество обменных процессов. Повышенный белок в результатах биохимического анализа крови у детей может говорить об общем обезвоживании и сгущении крови, наличии воспалительных процессов в организме или о развивающемся заболевании почек.
Глюкоза – это компонент крови, отвечающий за углеводный обмен. Повышенный уровень глюкозы в крови может свидетельствовать о гормональных нарушениях или об угрозе сахарного диабета.
Мочевина – это продукт распада в организме белков. Мочевина остается в крови после того, как кровь проходит фильтрацию в почках. Таким образом, повышение в крови уровня мочевины может свидетельствовать о нарушениях в работе почек. Высокое содержание мочевины в биохимическом анализе крови у детей может говорить также о наличии кишечной непроходимости, внутренних кровотечениях, опухолях или непроходимости мочевыводящих путей.
Креатин – это вещество участвует в энергетическом обмене тканей, высокий уровень креатина в крови может говорить о почечной недостаточности. Пониженный уровень креатинина наблюдается при заболеваниях мышц, сбоях в работе эндокринной системы.
Холестерин – это один из компонентов жирового обмена, он участвует в синтезе витамина D и построении мембран клеток. Повышенный уровень холестерина в результатах анализа крови у детей может указывать на наличие заболеваний сердечно-сосудистой системы или печени.
Билирубин – это пигмент крови желто-красного цвета, образующийся при распаде гемоглобина. Повышенный уровень билирубина бывает при вирусных гепатитах, холецистите, краснухе, недостатке витамина В 12, желчекаменной болезни, развивающихся злокачественных опухолях и циррозе печени.
Аланинаминотрасфераза (АЛТ) – это фермент печени. Он содержится в клетках печени, почек и сердца, в кровь попадает при разрушение клеток этих трех органов. Соответственно, высокое содержание АЛТ в анализе крови у детей может свидетельствовать о поражениях печени, почек или сердца. В частности высокое содержание в крови АЛТ (превышение нормы в несколько раз) бывает при вирусном гепатите, циррозе печени, раке печени, сердечной недостаточности.
Аспартатаминотрансфераза (АСТ) – еще один клеточный фермент, содержащийся в клетках сердца, печени и почек и участвующий в обмене аминокислот. Повышение показателя АСТ бывает при гепатите, панкреатите, сердечной недостаточности и реке печени.
Лактатдегидрогеназы (ЛДГ) – уровень этого вещества в сыворотки крови отражает состояние сердца, печени и почек. Отклонения от нормы этого показателя могут свидетельствовать о нарушениях в работе почек и легких, а также о наличии острого инфекционного гепатита.
Липаза – это фермент , необходимый для расщепления жиров в организме. Показатели уровня липазы в биохимическом анализе крови отражают состояние поджелудочной железы. Увеличение количества липазы в крови свидетельствует о развитии заболеваний этого органа.
Амилаза – фермент, без которого невозможно расщепление углеводов, поступающих в организм с пищей. Амилаза содержится в слюнных железах и в поджелудочной железе. Высокое содержание амилазы в результатах анализа крови у детей может говорить о развивающемся сахарном диабете, наличие перитонита, почечной недостаточности, холецистите или о наличии кисты поджелудочной железы.
Мочевая кислота – это вещество необходимо для построения ДНК, образуется в печени и выводится через почки. Соответственно, отклонения от нормы содержания мочевой кислоты в результатах анализа говорит о нарушениях в работе печени, мочевыводящей системы или о развитии болезней крови.
Калий – неорганическое вещество, присутствующее во всех внутренних органах. Отклонения от допустимой нормы по калию могут говорить о сбоях в работе ЦНС, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, о проблемах в работе желудочно-кишечного тракта или почек.
Натрий – этот элемент участвует в выведении жидкости из организма и в нормальном водно-солевом обмене. Увеличение количества натрия в крови может говорить о сбое в работе почек.
Кальций – этот элемент незаменим в процессах свертывания крови, принимает участие в сокращении мышц. Недостаток кальция свидетельствует о дефиците витамина D, высокие показатели кальция в крови появляются при пневмонии, нарушениях работы печени и сердца, при развитии онкозаболеваний.
Фосфор – элемент, необходимый для нормального роста и развития костных тканей.
Магний – этот элемент необходим для нормальной работы сердца, он участвует в процессе синтеза белка. Отклонение от нормы количества магния в организме может быть связано с проблемами в работе сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, с нарушениями в работе ЦНС и желудочно-кишечного тракта.
Железо – без этого элемента в организме человека невозможен процесс кроветворения. Железо поступает в организм с продуктами питания, его дефицит ведет к развитию железодефицитной анемии.
Хлориды – это неорганические анионы, играющие важнейшую роль в поддержании кислотно-щелочного баланса организма. Если уровень хлоридов в результатах биохимического анализа крови у детей повышен, это может свидетельствовать о почечной недостаточности, обезвоживании или нефрозе. Пониженный уровень содержания хлоридов может быть при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, печени, при диабетическом ацидозе и дефиците калия в организме.
Конечно, без медицинского образования пытаться ставить диагнозы своему ребенку, опираясь на расшифровку анализов крови, ни в коем случае нельзя. Но если вы видите отклонения от нормы по тому или иному показателю и знаете, что обозначает этот показатель, то сможете задавать врачу вопросы более грамотно и лучше понимать, что же происходит с вашим малышом.
Таблица
№ 3
Показатель | Возраст ребенка | ||
от | от | От | |
Белок | 49-69 | 57-73 | 62-82 |
Альбумин | 34-44 | 36-49 | 37-55 |
Серомукоид | 0,13-0,20 | 0,13-0,20 | 0,13-0,20 |
Амилаза | до | до | до |
АЛТ | до | до | до |
АСТ | до | до | до |
Холинэстераза | 3000-9300 | 3000-9300 | 3000-9300 |
ЛДГ | до | до | до |
Билирубин | 17-68 | 3,4-20,7 | 3,4-20,7 |
Билирубин | 4,3-12,8 | 0,83-3,4 | 0,83-3,4 |
Билирубин | 12,8-55,2 | 2,56-17,3 | 2,56-17,3 |
Холестерин | 1,6-3,0 | 1,8-4,9 | 3,7-6,5 |
Глюкоза | 1,7-4,7 | 3,3-6,1 | 3,3-6,1 |
Мочевина | 2,5-4,5 | 3,3-5,8 | 4,3-7,3 |
Мочевая | 0,14-0,29 | 0,14-0,21 | 0,17-0,41 |
Креатинин | 35-110 | 35-110 | 35-110 |
Калий | 4,5-6,5 | 4,0-5,6 | 3,6-5,1 |
Натрий | 135-155 | 133-142 | 132-156 |
Кальций | 2,2-2,5 | 2,3-2,87 | 2,3-2,87 |
Фосфор | 1,8-2,7 | 1,3-2,3 | 1,0-1,8 |
Магний | 0,66-0,95 | 0,7-1,2 | 0,7-1,2 |
Медь | 1,9-10,5 | 4,2-24,0 | 11,0-25,0 |
Железо | 9,8-33,0 | 6,3-15,0 | 9,3-32,0 |
Хлориды | 96-107 | 96-107 | 96-107 |
Липаза | до | до | до |
Расшифровка анализа крови у детей
Тромбоциты
Анализ крови – этот один из ключевых методов диагностики, ведь любые изменения в человеческом организме сразу же отражаются на ее составе. Чаще всего врачи назначают детям клинический или биохимический анализы крови.
Гемоглобин
Гемоглобин (HGB) – транспортный белок, расположенный внутри эритроцита. Основная его функция – транспорт газов. Гемоглобин состоит из двух частей: гема и глобина. Гем содержит железо и придает крови красный цвет. Уникальность его состоит в способности захватывать кислород из альвеол, доставляя его тканям. После этого он присоединяет углекислый газ, выводя его из организма через легкие.
У взрослых количество гемоглобина коррелирует с полом. Для детей данная закономерность не характерна. При расшифровке анализа крови следует учитывать, что у новорожденных может отмечаться физиологическая гемоглобинемия.
Уровень гемоглобина снижается при следующих состояниях:
- анемии;
- кровотечение;
- гипотиреоз;
- хронические заболевания почек;
- гемолиз при малярии или наследственном дефекте эритроцитов;
- хронические инфекции;
- лейкоз;
- системные заболевания соединительной ткани.
Эритроциты
Эритроциты (RBC) – красные клетки крови, составляющие большую часть всех форменных элементов. Количество эритроцитов подсчитывается с помощью микроскопа. Далее пересчитывается их содержание на 1 л.
Для новорожденных характерно транзиторное повышение концентрации эритроцитов и увеличение их объема.
Цветной показатель – еще одна характеристика красной крови. По нему судят о функциональной способности костного мозга.
Ретикулоциты – это незрелые эритроциты. В норме они должны присутствовать в незначительном количестве в периферической крови. Этот показатель также свидетельствует о регенераторных способностях кроветворных тканей.
Причинами повышения числа эритроцитов могут быть:
- эритремия;
- гипоксия;
- заболевания почек;
- синдром Кушинга;
- феохромоцитома;
- профузная рвота или диарея;
- сахарный диабет;
- ожоговая болезнь;
- стресс;
- физиологический эритроцитоз новорожденных.
Понижение значения RBC может наблюдаться в следующих случаях:
- мегалобластная анемия;
- кровотечение;
- заболевания почек с недостаточной секрецией эритропоэтина;
- гипотиреоз;
- гемолиз;
- онкологические заболевания костного мозга;
- апластическая анемия;
- коллагенозы;
- хронические инфекции.
Выделяют также другие эритроцитарные показатели.
- Средний объем эритроцита (MCV): измеряется в фемтолитрах (fl) и кубических микрометрах. Нормальные показатели – 80–100 fl. Расчет этого показателя информативен при диагностике причин анемии. Появление микро- и макроцитов может свидетельствовать о железодефицитной анемии.
- Среднее содержание гемоглобина в эритроците (МСН): снижение этого показателя характерно для гипохромных и макроцитарных анемий.
- Средняя концентрация гемоглобина в эритроците (МСНС): используется для дифференциальной диагностики анемий.
- Ширина распределения эритроцитов по объему (RDW-CV): повышается при дефиците железа, витамина В12, гемолитическом кризе, агглютинации эритроцитов.
Гематокрит
Гематокрит (HT) характеризует соотношение объема плазмы и количества форменных элементов. По этому показателю судят о вязкости крови, что особенно важно в педиатрической практике. Диарея и рвота, часто встречаемые у детей, ведут к развитию гиповолемии и дегидратации. По HT можно определить степень потери жидкости. Причины повышения гематокрита аналогичны причинам увеличения числа эритроцитов.
Снижается HT при следующих состояниях:
- анемия;
- кровопотеря;
- болезнь Минковского – Шоффара;
- талассемия;
- гемолитическая болезнь новорожденных;
- избыточное введение инфузионных жидкостей;
- трансфузионные реакции.
Таблица расшифровки общего анализа крови у ребенка: характеристика красной крови
Возраст | Гемоглобин, г/л | Эритроциты, 1012/л | Цветовой показатель | Гематокрит, % | Ретикулоциты, ‰ |
1 сутки | 180–240 | 5,0–7,0 | 1,2 | 56 | 10–40 |
5 суток | 160–200 | 4,5–6,0 | 1,27 | 53 | 0–20 |
10 суток | 160–190 | 4,5–5,5 | 1,2 | 49 | 0–15 |
1–6 месяцев | 120–160 | 4,0–5,0 | 1,1 | 45 | 5–13 |
6 месяцев – 1 год | 110–130 | 4,0–4,5 | 0,8 | 35 | 5–12 |
4-6 лет | 110–140 | 4,0–4,5 | 0,9 | 37 | 3–10 |
6-8 лет | 120–140 | 4,0–4,5 | 0,95 | 39 | 3–10 |
8-15 лет | 120–140 | 4,0–5,5 | 1,0 | 47 | 4–9 |
Тромбоциты
Тромбоцит (PLT) – это безъядерный форменный элемент, отвечающий за остановку кровотечения. Он формирует тромб, который закрывает просвет поврежденного сосуда. На поверхности тромбоцитов расположены биологически активные вещества, повышающие активность формирования тромба.
Норма PLT у детей до года – 180–400, от 1 года до 16 лет – 160–390 *109 клеток/л.
Причины повышения количества тромбоцитов:
- физическая нагрузка;
- применение адреналина;
- врожденный тромбоцитоз;
- тромбоцитемия;
- миелолейкоз;
- инфекционные заболевания;
- аспления;
- железодефицит;
- послеоперационное состояние.
К снижению числа тромбоцитов приводят следующие состояния и/или болезни:
- коллагенозы;
- лимфопролиферативные заболевания;
- тромбоцитопения новорожденных;
- посттрансфузионная пурпура;
- ДВС-синдром (синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания);
- гемолитико-уремический синдром;
- тромбоцитопеническая пурпура;
- инфекционные заболевания;
- применение средств миелосупрессивной терапии;
- врожденная амегакариоцитарная тромбоцитопения;
- синдром Вискотта – Олдрича;
- заболевания селезенки;
- массивная гемотрансфузия;
- гипотермия.
Общий анализ крови у детей
Врач, читающий результаты общего анализа крови, сопоставляет их с другими данными о состоянии ребенка и на основании этого делает выводы о диагнозе. Но и для родителей важно знать, что такое расшифровка анализа крови — хотя бы для того, чтобы понимать врача, когда он сообщает вам, что у вашего ребенка гемоглобин ниже нормы или высокие показатели СОЭ.
Для расшифровки анализа крови у детей необходимо понимать, что обозначает каждый показатель в бланке анализа, видеть уровень нормы по каждому показателю и знать, о чем может говорить отклонение от нормы в сторону его увеличения или уменьшения.